Еще накануне введения карантина в Украине, произошло стремительное падение цен на нефть в мире. Только за один день котировки понизились на 30%. Это очень существенно. Но вот стоит ли ждать понижения цен на автозаправках в Украине?
Приводим мнение директора департамента стратегического маркетинга и инноваций в БРСМ-Нафта Александра Мельничука.
Украина – энергозависимое государство: большую часть нефтепродуктов мы импортируем. Произведённое внутри страны топливо составляет только 17,64% от всего потребляемого объёма, остальные 82,36% закупаются из ближнего зарубежья (Беларусь, Россия, Румыния, Греция и т.д.).
То есть Украина импортирует не саму нефть, а нефтепродукты – бензин, дизельное топливо, газ и т.д. Поэтому и следить в первую очередь нужно за котировками цен на нефтепродукты, – именно они в большей степени влияют на стоимость бензина.
Казалось бы, при таком стремительном снижении цены на нефть (падение за один день достигало порой 30%) цена на нефтепродукты также должна снизиться. Но нельзя забывать, что стоимость нефти – это всего порядка 40% составляющей стоимости нефтепродукта, а не 100%, как хотелось бы думать потребителям в стране.
И если падение цены барреля не равно такому же падению цены на нефтепродукты, то оно уж тем более не равно падению цены на литр бензина в Украине. Импорт топлива диктует свои условия, из которых лишь одно – цена нефти. Кроме него основное влияние на среднюю стоимость бензина оказывает налоговая нагрузка, затраты розничных сетей и – самое важное – курс гривны!!!
Украина закупает топливо за валюту, а продаёт за гривны. Именно поэтому снижение цены на нефтепродукты зависит не столько от стоимости барреля, сколько от крепкой позиции национальной валюты. И на данный момент мы наблюдаем два взаимоисключающих процесса: падение цены на баррель и стремительное падение курса гривны.
Поэтому, учитывая конъюнктуру рынка, ожидать снижения цены на топливо не стоит. Всё будет зависеть от того, удастся ли удержать курс гривны в ближайшей перспективе.