Этой весной киевлянин Александр Потапов купил новую иномарку. Машина обошлась в 240 тысяч гривен. Владелец авто рад – сейчас за нее пришлось бы заплатить почти на 25% больше. "Я и жена долго думали – покупать или обождать пока курс доллара успокоится, переживали, что переплатим, но как видите, курс только вырос, а выгодных скидок в автосалонах уже нет" - говорит Потапов.
Впрочем, таких как собеседник "Главреда" немного – даже при курсе доллара в 10 гривен новые иномарки для украинцев – удовольствие не по карману. Ведь стоимость автомобилей привязана к цене валюты, а зарплаты наши соотечественники получают в гривне. Их доходы за полгода не выросли, многим даже наоборот – пришлось затянуть пояса, ведь в Украине подорожало все: от лекарств и продуктов до проезда в транспорте и услуг ЖКХ.
Рухнувшие продажи
В сентябре продажи новых авто в Украине продолжили снижение. "В стране было реализовано 5681 новое авто, что на 58% меньше показателя прошлого года. По итогам девяти месяцев дилерам удалось реализовать чуть больше 73 тыс. автомобилей, что на 53% меньше показателя прошлого года" - отмечают в AUTO-Consulting. Таких плохих показателей у рынка не было даже в кризисном 2008 году, когда украинская гривна просела по отношению к доллару почти на 40%.
"Продаж почти нет. К кризисному 2008-му продажи в этом году, по моим прогнозам, упадут на 60%. Но если в 2008 году основной причиной обвала рынка стала девальвация гривны и отсутствие автокредитов, то в этом году – военные действия. Люди стараются отложить деньги на жизненно важные вещи" - говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Украинцы действительно стали вдумчивее относиться к дорогим покупкам.
"Мы как раз накопили на машину, когда начались проблемы на Донбассе, поэтому, взвесив все риски, решили обождать с дорогостоящей покупкой. Поездим еще на родительской, старенькой "шестерке"" - говорит харьковчанин Максим Малыш.
"Покупать машину сейчас невыгодно – слишком высокий курс доллара и очень дорогой бензин. Пока, несмотря на то, что у нас маленький ребенок и нам удобнее было бы иметь свою машину, мы поездим на такси. Это выйдет дешевле, ведь кроме дороговизны авто и топлива, машина потребует расходов на содержание – купить "зимнюю резину", заплатить за парковку и пр." - рассуждает киевлянка Светлана Ефимова.
Сейчас, отмечают автодиллеры, больше всего покупают бюджетные малолитражные авто. Но в большей мере украинцы, которые все же решили приобрести машину, переключили свое внимание на подержанные автомобили.
"Сейчас можно купить б/у авто по старому курсу 8 грн за доллар. Правда, это автомобили как минимум 2005-2006 года. Я, например, планирую купить внедорожник, которому 20 лет. За него хотят 6 тыс. долларов по старому курсу, но я торгуюсь, хочу, чтобы мне уступили еще 500" - говорит киевлянин Александр Егоров.
На рынке рассказывают: частично сбивают цены на подержанные машины люди, пригоняющие автомобили с востока Украины. Для многих переселенцев сейчас продажа машины – по сути, частичное, либо даже полное решение вопроса с жильем.
Например, за внедорожник 2013 года стоимостью 45-50 тыс. долларов, сейчас можно выручить 20-25 тыс. За эти деньги с небольшой доплатой можно купить однокомнатную квартиру в Киеве либо "двушку" в пригороде.
Большие ожидания
Впрочем, есть и еще одна причина, правда, она не основная, по которой украинцы решили выждать с покупкой новых авто – подписание и ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако эксперты пессимистичны - рассчитывать на существенное снижение цены иномарок украинцам не стоит даже в ближайшие годы. "Согласно подписанному документу, в первый год ввозная пошлина на иномарки остается прежней - 10%. Дальше она будет уменьшаться на 1% каждый год в течение 9 лет. То есть, через год будет 9%, еще через год – 8%, и так до полной отмены" - объясняет Назаренко. Другими словами, значительно подешеветь импортные авто могут только через 10-15 лет.
В Соглашении есть поправка: в случае, если импорт из Евросоюза превышает 45 тыс. автомобилей за год, Украина вправе ввести без согласования с ЕС защитную пошлину вплоть до 10% со следующего года. "45 тысяч авто – ввезут всегда. Даже в этом, очень тяжелом для автодиллеров году, по моим прогнозам, будет ввезено около 100 тыс. авто" - поясняет эксперт.
Напомним, в этом году Украина снизила спецпошлины на импортные авто и отменила утилизационный сбор, однако вдвое увеличила акциз на иномарки. Больше читайте здесь: "Роскошь передвижения. Что будет с ценами на машины в Украине".
Теоретически можно рассчитывать на то, что для украинского рынка мировые автопроизводители сделают бОльшую скидку. Однако едва ли крупные автоконцерны с охотой отзовутся на такое предложение – украинский рынок в обычные годы - это 200 тысяч авто в год. Для сравнения, мировой рынок – это около 80 млн машин, в нем доля Украины всего 0,25%.
Как в таком случае будет дальше развиваться рынок продаж в Украине? У экспертов довольно пессимистические ожидания на этот год. "В этом году спроса на авто не будет, автосалонам не помогут даже акции. Ведь те, кто хотел купить машину – уже ее купил, когда курс доллара только начинал расти. А у остальных людей просто нет таких доходов", - считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Назаренко из ВАИД придерживается аналогичного мнения. По его словам, этот год будет очень тяжелым для автодиллеров – новые авто для большинства украинцев будут не по карману. Спросом, считает эксперт, в этом году если и будут пользоваться новые машины, то это будут авто низкого ценового сегмента.
В пользу мнений экспертов говорит и рынок автомобильного кредитования. По данным компании "Простобанк консалтинг", за текущие полгода количество банков, предлагающих автокредитование, сократилось почти в два раза, а те финучреждения, которые выдают такие займы, ужесточили условия и требования к заемщику. Так, кредит на новое авто сроком на два года банкиры предлагают под 15% годовых, на три года – под 16,5%, а на семь лет до 20% годовых.