Цены на автомобили вырастут, рынок рухнет? – такие заголовки последние дни не сходят с новостных лент. AUTO-Consulting выяснил, что думают об этом сами участники рынка. И стоит ли ожидать автомобильного апокалипсиса. Во всяком случае, в ближайшее время. В общем, - почти все о спецпошлинах, причинах и возможных последствиях их введения.
В газете "Урядовий Кур'єр" было опубликовано решение Межведомственной Комиссии по международной Торговле, которым сроком на 3 года вводятся дополнительные специальные пошлины на ряд автомобилей независимо от страны происхождения. Эти защитные действия Комиссия ввела по результатам специального расследования, которое было инициировано еще 30.06.2011 года "ЗАЗом", "Еврокаром" и автосборочным заводом №2 "Автомобильной компании Богдан Моторс". Само решение датировано еще 28.04.2012 г, но неожиданно опубликовано лишь 14.03.2013 года. И должно вступить в силу с 13 апреля нынешнего года. А почему оно появилось именно сейчас?
Политический вопрос
Пойдя на такой шаг в защите собственного рынка украинские власти отдавали себе отчет, что вызовут негативную реакцию стран – основных поставщиков автомобилей. В Кабмине, судя по сегодняшним комментариям, это прекрасно осознавали и готовились. Спецпошлины на бензиновые автомобили с объемами двигателя 1-2,2 л затронут страны ЕС, Японии, Южной Кореи, Турции, но прежде всего ограничат поставки на наш рынок автомобилей с набирающих силы автозаводов России. И продукция АвтоВАЗа далеко не единственная, которая теперь под большим вопросом.
В зоне риска оказались экспортные амбиции таких предприятий как Hyundai-Kia Россия, «Ниссан Россия», заводы Peugeot-Citroen и Volkswagen в Калуге, Автофрамос-Renault. По странному стечению обстоятельств именно эти марки почти все входят в рейтинг Топ-10 украинского авторынка. И уже в первый же день в Москве высказали большую озабоченность действиями Украины. И сделал это не кто иной, как Андрей Слепнев, глава Евразийской Экономической Комиссии. Именно этот чиновник почти полгода вел переговоры по урегулированию вопроса с уплатой утилизационного сбора на автомобили украинского производства в РФ. А накануне введения Россией утилизационного сбора, Николай Азаров неоднократно взывал к добрососедским чувствам Москвы.
Спецпошлина на диапазон автомобилей с моторами 1500-2200 см3 в размере 12,95%, да еще и с учетом НДС, не оставляет никаких шансов на поставки в Украину почти всех моделей АвтоВАЗа, затронет бензиновые версии Peugeot 408, Renault Logan, делает бессмысленными и импорт Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Accent, Kia Rio с двигателями 1,6 л
Импортеры автомобилей из других стран также многие будут вынуждены свернуть поставки многих моделей, но у них больше поле для маневра. Во-первых, автомобили с других рынков идут с разными объемами двигателей и дилеры переключатся на более выгодные по налогам направления. Во-вторых, у многих есть дизельные версии, которые вообще не облагаются спецпошлиной. А вот с российских автозаводов избежать спецпошлин удастся только Peugeot 408, да еще продукции УАЗа (там двигатели больше 2,2 л). Наверняка, в Кабмине хотят уже на равных говорить с Россией в автомобильном вопросе. Не так, как в сентябре после принятия «неработающего» постановления о введении утилизационного сбора в ответ на российский закон.
На сколько подорожают иномарки?
В Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) уже подсчитали на сколько подорожают иномарки. Иномарки с двигателями 1000-1500 см3 подорожают на 7,8% (6,46% спецпошлина + 1,3% НДС с этой пошлины), а иномарки с двигателями 1500-2200 см3 подорожают на 15,6% (12,95% спецпошлина + 2,6% НДС с этой пошлины). А как скоро это случится?
Самые доступные иномарки начнут дорожать уже начиная с апреля
Как сообщил AUTO-Consulting директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик, автомобили, которые попали под спецпошлину подорожают. В частности, импортируемые нашей компанией автомобили брендов Geely и MG повысятся в стоимости до 15%. Учитывая логистику поставок, срок введения спецпошлины, повышение цен нам придется провести уже в апреле месяце.
По информации AUTO-Consulting, АИС уже разослала официальный релиз о 15-процентном подорожании Geely.
Сразу три французских бренда выводят (и уже вывели) в нынешнем году на украинский рынок массовые модели. Они позиционировались, как самые доступные в своем сегменте. А теперь могут попасть под спецпошлины и утратить значительную часть своей ценовой привлекательности.
В представительстве Renault в Украине AUTO-Consulting сообщили, что принятие закона о повышении пошлин повлияет на цены и негативно скажется в первую очередь на клиентах, которые собираются покупать новые автомобили. В выгодном положении на сегодняшний день могут оказаться импортёры с хорошим уровнем склада. Но, опять-таки, на ограниченный срок.
Генеральный директор компании «Пежо Украина» г-н Серж Банзе сообщил AUTO-Consulting, что ощутимое подорожание автомобилей с бензиновыми двигателями объемом 1,0-1,5 л и 1,5-2,2 л неизбежно. Если решение о принятии спецпошлин не будет пересмотрено, мы не сможем избежать подорожания нашей продукции. Ни материнская компания, ни наше представительство не обладает ресурсами, которые помогут в значительной мере нивелировать влияние спецпошлин на повышение цен, - сказал господин Банзе. При условии, что на рынке не будет ажиотажа, существующего в Украине склада автомобилей Peugeot, уже прошедших таможенную очистку, будет достаточно, чтобы удовлетворять спрос в течение 2 месяцев.
Директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак считает, что дополнительные пошлины – это дополнительные поборы на плечи рядовых украинцев, желающих приобрести качественный автомобиль. Теперь покупателей просто ограничивают в выборе машин и потенциальные покупатели просто спрячут свои деньги «под подушку».
Генеральный директор АО «УКРАВТОВАЗ» Игорь Вознюк также считает, что в основной своей массе импортные автомобили подорожают. Кризис на украинском рынке автомобилей уже давно заставил дистрибьюторов максимально сократить расходы и снизить ставку прибыли. Чтобы сохранить конкурентоспособность своих авто, автодилеры давно работают в режиме минимальной рентабельности. Поэтому вся нагрузка по росту цен ляжет на плечи конечного потребителя.
О том, что после введения спецпошлин автомобили могут подорожать AUTO-Consulting сообщил и генеральный директор компании «АВТ Бавария» (официальный импортер BMW, MINI, дилер Rolls-Royce, ALPINA); генеральный директор компании «АВТ Британия» (Aston Martin Kiev) Александр Тимофеев. Причем, по его мнению, такое подорожание может стать для некоторых импортеров критичным. В частности, Александр Борисович отметил, что объем продаж импортных автомобилей достаточно серьезно упадет, поскольку рабочий объем двигателя от 1000 до 2200 куб см., является самым распространенным. Я также не думаю, отметил господин Тимофеев, что потребитель переключится на продукт, который производит отечественный автопром. Но самое главное, что работа импортеров просчитывается надолго вперед, цикл заказа и изготовления автомобиля длится 3-4 месяца. То есть мы столкнемся с проблемой резкого подорожания автомобилей, при этом не успеем сократить наши заказы.
Кроме того, через 3 месяца к нам придут заказанные клиентами автомобили, которые будут на 15% дороже. Такой ход событий, безусловно, никак не влияет на благоприятное ведение бизнеса и покупательскую способность. Со своей стороны, мы будем максимально стараться, сделать все, чтобы наши клиенты не пострадали. Расхожее мнение о том, что импортеры имеют огромную маржу и смогут своими силами справиться с увеличение налогов, просто не действительно в настоящее время. За последние два года, в условиях жесткой конкуренции, маржа достаточно серьезно упала и, несмотря на увеличением роста продаж, прибыль при этом не возросла. Нам будет нанесен колоссальный финансовый ущерб, что впоследствии может привести к снижению количества рабочих мест, - отметил Александр Тимофеев.
Больше того, и Александр Тимофеев, и Игорь Вознюк не исключают вероятность того, что в условиях, созданных введением спецпошлин, у украинских производителей появится соблазн поднять цену на свою продукцию. И они этой возможностью воспользуются.
Не так трагично видится перспектива маркетинг менеджеру Audi 000 "Порше Украина" Людмиле Руль. В частности, она считает, что продажи бензиновых автомобилей с объемом двигателя 1,5-2,2 л сократятся. Но, с одновременным увеличением объема продаж в граничащих с ними сегментах, то есть либо автомобили с двигателями до 1,5 л, поскольку удорожание в этом сегменте будет значительно меньшим, либо автомобили с двигателем более 2,2 л.
Цена на эти автомобили будет ориентировочно на том же уровне, что и на автомобили, которые попадают под спецпошлину. Еще одним отличным альтернативным вариантом для покупателей станут автомобили с дизельными двигателями. «Порше Украина» является импортером брендов Audi, Seat, Volkswagen, дизельные моторы у которых являются эталоном среди конкурентов.
В Ассоциации "Укравтопром" вообще не предвидят никаких проблем с подорожанием автомобилей. Во всяком случае, в ближайшее время. В частности, AUTO-Consulting здесь сообщили, что в этом году влияние специальных мероприятий на рынок будет минимальным. Существуют товарные запасы на складах импортеров, которые будут активно пополняться до введения спецпошлин.
Такого же мнения придерживаются и пресс-службе Корпорации «УкрАвто», которая одновременно является и импортером, и производителем. AUTO-Consulting здесь сообщили, что импортные автомобили не подорожают! Пошлина введена селективно и не затрагивает весь рынок авто. В условиях рекордного падения Европейского рынка за последние 10 лет, а также начавшегося падения рынка в соседней России, иностранные автопроизводители будут бороться за удержание своих позиций на рынке Украины. Это взвешенная мера, которая по опыту стран ВТО дает возможность восстановить потерянный баланс импорта и производства. Больше того, введение спецпошлин не изменит ситуацию на рынке в этом году. Изменений можно ожидать уже в следующем. Мы ожидаем, что рынок остановит падение и начнет поступательно расти.
Конец света откладывается
Все помнят, как в 2011 году разговоры о повышении цен на авто (из-за этих же спецпошлин) подхлестнули сомневающихся быстрее принимать решение о покупке. А повышения не произошло. Именно поэтому, сегодня не только нельзя однозначно утверждать, что через месяц автомобили подорожают. А можно даже предположить, что публикация решения Комиссии – спланированная PR-акция, призванная подогреть рынок. И помочь дилерам распродать складские запасы 2012 года. AUTO-Consulting подчеркивает – предположить. В частности, Игорь Вознюк, считает у такого метода стимулирования спроса слишком высокая цена. Ведь страдает имидж Украины на международной арене, как члена ВТО, и как торгового партнера.
Но при этом, ни импортеры, ни производители не отрицают, что в данной ситуации на рынке вполне может возникнуть ажиотаж.
В этом контексте вызывает вопросы и заявление ВААИД о том, что автоимпортеры успеют за 30 дней (до 13 апреля 2013 г) ввезти в страну необходимое количество автомобилей "рисковых" объемов, после чего полностью свернут импорт таких автомобилей, так называемая "итальянская забастовка". Что касается «итальянской забастовки» – это смешно. Во-первых, никто добровольно не освободит рынок для конкурентов. Во-вторых, в Европе сейчас спад спроса на авто и если Украина откажется от своих квот, которые уже попали в производственные планы (что само по себе маловероятно), у производителей наступит «затоваривание».
Не совсем понятно также, почему под удар подставили бюджетные и массовые авто. И почему решение о введении спецпошлин опубликовали именно сейчас, почти через год после решения Комиссии? В прямо скажем, не лучший период для украинского автомобильного рынка.
Все эти вопросы приводят к выводу, что дату автомобильного «конца света» в последний момент перенесут, или «астероид» пролетит мимо, как это было уже не раз. Такой вывод подкрепляет и тот факт, что депутат Виктор Янукович-младший – уже дважды «подписался» за импортеров, а премьер Николай Азаров – за производителей. А значит, опять-таки ничего нельзя гарантировать.
За исключением того, что введение спецпошлин – удобный момент для того, чтобы украинцы еще больше полюбили дизельные авто. Почти так же крепко, как в Европе. AUTO-Consulting