Автомобильный рынок заканчивает текущий год с предсказуемым падением. По предварительным данным Ассоциации автоимпортеров и дилеров, продажи автомобилей в текущем году упадут до 203 тыс. новых машин, тогда как в 2012 году было продано 237,6 тыс. авто. Стоит, правда, уточнить, что и эксперты, и дилеры ранее прогнозировали спад рынка-2013 до 190 тыс. проданных авто.
Что привело рынок к падению
В 2013 году Украина пережила два автомобильных потрясения. Первое — введение с 13 апреля сроком на три года специальных пошлин на импорт в страну новых легковых автомобилей с бензиновыми двигателями (объемом 1000-1500 куб. см в размере 6,46% и 1500-2200 куб. см — 12,95%) вне зависимости от страны происхождения и экспорта. Второе — введение в сентябре утилизационного сбора на все новые легковые иномарки в размере от 4,73 тыс. до 30,25 тыс. гривень в зависимости от объема двигателя и на бывшие в использовании авто в размере от 11 тыс. до 60,5 тыс. гривень.
Оба этих нововведения провоцировали всплески активности покупателей на рынке. Так, первый "автобум" пришелся на март-2013 — тогда было продано около 22,6 тыс. машин, что фактически соответствует показателю аналогичного месяца 2012 года (в феврале-2013 автопродажи составили всего 13,6 тыс.) В первой половине апреля, непосредственно перед введением спецпошлин, украинцы продолжали скупать автомобили — результат месяца стал рекордным в 2013 году и составил 26,12 тыс. проданных авто.
Подобный сценарий повторился в августе перед введением утилизационного сбора — за этот месяц было продано 22,2 тыс. авто против почти 18 тыс. в июле-2013.
Но уже в сентябре на авторынке начался постепенный и стабильный спад автопродаж — в среднем в последние месяцы текущего года украинцы покупали не более 15 тыс. автомобилей. И стоит учитывать, что осень считается самым "горячим" временем на рынке, а дилеры предлагают множество предпраздничных и сезонных скидок и акций. Для сравнения, в ноябре 2012 года объем авторынка Украины составил 21,3 тыс. легковых авто. "Потребители — и физические, и юридические лица — заняли выжидательную позицию в связи со сложностью планирования на ближайшее время", — отметила бренд-менеджер в Украине автохолдинга "Атлант-М" Юлия Кажарская.
Повод для надежд на будущее действительно есть. В контексте нашумевших российско-украинских договоренностей 17 декабря министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов заявил, что Киев прорабатывает вопрос либерализации специальных защитных мер по импорту автомобилей в Украину, действующих в том числе и для продукции из РФ. Фактически это означает отмену спецпошлин на иномарки. Однако по словам президента ассоциации "Укравтопром" Михаила Резника, либерализация ставок спецпошлин на иномарки возможна только после экономического обоснования необходимости их снижения или отмены. Сегодня же для либерализации спецпошлин нет экономических оснований.
Что касается утилизационного сбора, то здесь вопросов еще больше. В частности, до сих пор не урегулирован вопрос введения единых ставок сбора. Так, еще в августе 2013 года президент Виктор Янукович поручил Кабмину ликвидировать коэффициенты к ставке экологического налога. Прошло уже пять месяцев, правительство Украины соответствующим законопроектом одобрило отмену корректирующих коэффициентов, однако окончательная редакция изменений в закон должна быть принята Верховной Радой, чего в текущем году уже не случится.
Тенденции
По итогам первого полугодия 2013 года лидерство на авторынке Украины удерживали автомобили марки Hyundai, второе место занимали российские ЗАЗы, а замыкали тройку лидеров автомобили KIA. По прогнозам, по итогам всего года автомобили ЗАЗ и Hyundai удержат лидерство, при этом корейская марка останется в лидерах частично благодаря хорошим продажам в первом полугодии (10,12 тыс. проданных машин), а вот третье место займут, по предварительным данным, китайские автомобили Geely. Так, за последние три месяца продажи ЗАЗ составили 4,9 тыс. машин, Geely — 4,4 тыс. авто, а Hyundai — чуть больше 4 тыс. авто.
Кроме того, после введения в апреле-2013 спецпошлин рынок начал плавно переходить на дизельные автомобили. Если в мае-июне доля "дизелей" составляла пятую часть рынка (20%), то в последние несколько месяцев текущего года она держится на уровне 25-26%.