Авторынок после революции: когда будет рост? Революционные события не в новинку для Украины. Как восстанавливался отечественный авторынок после первого Майдана – в 2004 году?

Напомним – осенью 2004 года народ выступил против массовых фальсификаций при подсчете голосов на президентских выборах, в результате чего на киевском Майдане Независимости люди стояли три месяца, пока не состоялись перевыборы и главой государства стал Виктор Ющенко. По сравнению с нынешними масштабы той «революции» были несколько мельче, но экономика находилась в похожем состоянии. Вспомним, как быстро она восстанавливалась.
2004 год по объемам авторынка очень напоминал минувший – объем продаж новых легковушек составлял 212 тысяч, а общий рынок (включая внутренние перепродажи) составлял 608 тыс. единиц. Заметим – оба показатели прошлого года всего на 19 тысяч меньше, чем 9 лет назад. Но на этом совпадения не заканчиваются. Еще до революции, в течение 2004 года состоялось несколько событий, которые напоминают дежавю. Так, с 1 июля 2004 года ввозные пошлины на новые иномарки повышены с нескольких процентов до 15-20% на новые, а на подержанные – до 20-30%. Перед этим повышением украинцы в автосалонах разметали легковушки по старым ценам, как пирожки. Не правда ли, очень напоминает введение спецпошлин и утилизационного сбора в апреле и сентябре, и ажиотажный спрос до вступления в силу этих налогов?
Авторынок после революции: когда будет рост?
Схожая ситуация была и с курсом валют. С лета до осени курс евровалюты к гривне повысился с 6,4 до 7,2 грн. за евро. А ведь большинство наших автоимпортеров работало через европейские представительства, то есть, в гривнах автомобили подорожали именно к осени. В страхе перед полным обесцениванием валюты украинцы тогда опять побежали в автосалоны – спасать свои сбережение покупкой автомобилей. Поэтому в октябре зафиксирован очередной рост продаж (около 25 тыс. легковушек), ставший рекордным за этот год. Правда, за ним последовал спад, который кроме политических мотивов обусловлен и полной отменой кредитования со стороны банков.
В начале 2005 года отечественный авторынок начал расти, достигнув пика в мае. Американский доллар сдавал свои позиции – с отметки в 5,3 грн. за «бакс» он опустился до 5,05 грн. В марте исчезли законодательные «лазейки» по льготной растаможке автомобилей – все стали платить одинаково. Потом еще немного подняли пошлины, но со второго полугодия уровень продаж держался стабильно на показателе 25-26 тысяч автомобилей в месяц.
Рост авторынка с начала 2005 года продолжался и в последующие годы вплоть до кризиса и обвала национальной валюты – то есть, до конца 2008 года, когда в Украине продали рекордные 623 тысячи новых легковых автомобилей. Так что прошлая революция стала катализатором роста рынка на многие годы вперед. Будет ли подобная тенденция после нынешней смены и перезагрузки власти? Хотелось бы надеяться...

Источник