За последние дни Кабмин принял сразу три решения, влияющих на отечественный авторынок. Так, в принятом 27 марта законе "О предотвращении финансовой катастрофы" предусматривается увеличение акцизного сбора на автомобили в два раза. Другим своим решением, депутаты приняли в первом чтении закон отменяющий утилизационный сбор, а уже 28 марта было опубликовано решение о снижении спецпошлины на иномарки.
Чтобы разобраться, как эти новации повлияют на авторынок и ценники в автосалонах, корреспондент ЛІГАБізнесІнформ поговорил с главой ассоциации Укравтопрома Михаилом Резником.
- Верховная Рада, в четверг приняла в первом чтении законопроект об отмене утилизационного сбора на автомобили. Учитывая, что автопроизводители раньше поддерживали введения этого налога, что изменится, после его отмены?
- Отмена этого сбора не влияет на ситуации в автопроизводстве, потому что, в том виде, в котором экологический налог собирался, ничего позитивного для национального производства не было.
Правительство якобы планировало направить 20% от собранных в прошлом году 400 млн грн экологического сбора, на стимулирование потребительского спроса, в виде выплаты бонусов при сдаче старого автомобиля и покупке нового. Это был бы позитивный шаг, но решение так и не приняли, а деньги были аккумулированы в бюджете.
Сейчас можно спрогнозировать, что отмена утилсбора, снизит барьеры на украинском рынке, для российского производителя, который занимает 54% от нашего производства. То есть автомобили российской сборки получают дополнительное ценовое преимущество.
- Как вы оцениваете принятый 27 марта антикризисный закон, которым вдвое повышается акцизный сбор на автомобили?
- Этот сбор собирается, как с импортеров, так и с национального производителя - его будут платить все. Поэтому конкурентные, равные, условия на рынке соблюдены.
Конечно, повышение акциза влияет на себестоимость продукции, но это, относительно, небольшая нагрузка в структуре стоимости автомобиля. Для нас более критичен нестабильный курс валюты.
- В бюджете предусмотрено 960 млн грн на "компенсацию затрат пунктов по приему авто на утилизацию", автопроизводители получат эти деньги?
- Эта статья в бюджете есть, но если будет принят закон об отмене утилизационного сбора, то не будет инструмента по ее реализации. То есть строчка в бюджете останется, а инструмент упраздняется и наполнения не будет.
- На днях в газете Урядовый курьер опубликовано решение Межведомственной комиссии по международной торговле, о снижении специальных пошлин на импортные легковые автомобили.
- Спецпошлина на импортные автомобили - это временная норма, которая была принята в прошлом году, сроком на три года. Сейчас Межведомственная комиссии приняла решение о ее либерализации - в этом году спецпошлина будет снижена на 30%.
Так, ставка спецпошлины для автомобилей с двигателями более 1 тыс. куб. см до 1,5 тыс. куб. см сейчас снижается с 6,46% до 4,31%, а через год - до 2,15%.
На автомобили с двигателями объемом от 1,5 тыс. куб. см, до 2,2 тыс. куб. см снижается с 12,95% до 8,63%, а в следующем году - до 4,32%.
Через три года спецпошлина должна быть отменена полностью, если правительство не примет решение о ее продлении.
- Когда решение о снижении вступит в силу?
- Будет приказ министра экономического развития и торговли, а затем поручение гостаможне. Если срок реализации не установлен, внедрение этого решения может занять 30-45 дней.
- Как изменятся цены на автомобили в рознице, в связи с этими налоговыми изменениями?
- С уменьшением налоговой нагрузки, цены должны снижаться. Но практика в нашей стране показывает обратное. В 2008 году, при вступлении Украины в ВТО, были резко уменьшены таможенные ставки на импортные автомобили, но цены при этом в автосалонах не уменьшались, а, наоборот - росли. Посмотрим, как будет в этот раз.
Мне бы не хотелось спекулировать на ценах. Сегодня не выполнено главное: наличие системных мер по стимулированию рынка, потребительского спроса, созданию условий для добросовестной конкуренции.