Дорожную отрасль следует превратить в рыночнуюОбщественные организации предоставили концепцию реформирования автодорожной отрасли в Украине. Активисты и эксперты рабочей группы по дорожной реформ «Реанимационного Пакета Реформ» и члены общественной организации «Моя Дорога» предложили свое видение реформирования дорожной отрасли страны, которое должно привести к кардинальному скачку качества отечественных дорог.

Так, председатель правления общественного союза «Моя Дорога» Роман Хмиль считает, что главная задача реформирования отрасли – сделать все процессы в строительстве дорог рыночными. Ведь сегодня заказчиком, подрядчиком и контролером выполнения строительства и ремонта дорог, по сути, является одна структура, через свои дочерние предприятия.

Кроме того, нет стратегии развития дорожной отрасли – сейчас планирование происходит на один бюджетный год, на больший период видения нет. Концепция предполагает разработку стратегии до 2035 года и среднесрочной программы до 2020 года. В результат внедрение данной программы в ближайшее время, конечной целью должно быть кардинальное улучшение качества украинских дорог. Если сегодня 97% украинских дорог находится в неудовлетворительном состоянии, то через 20 лет этот процент должен составлять не более 10%. Примерно 40% дорог должно быть в удовлетворительном состоянии, а 50% - в хорошем. Такие показатели для европейской страны являются нормальными.

По словам советника председателя Государственного агентства автомобильных дорог Украины Андрея Мартенса, который представляет программу реформирования, на первый взгляд складывается впечатление, что систему поломать невозможно. Если это делать изнутри, то это действительно так. Если же с учетом мирового опыта реформировать ее извне, то результат может быть уже довольно скоро.

Среди задач государства – решить, какие направления развивать в первую очередь. Это могу трансевропейские магистрали, связывающие Европу и Азию или Россию. В регионах, где главным является развитие сельское хозяйство, предлагается строить дороги к элеваторам и портам. А в промышленных регионах – межобластные магистрали. Вместо ремонта после жалобы надо перейти на планово-предупредительный ремонт дорог, который не допустит катастрофического уничтожения покрытия.

Согласно Концепции, которая будет передана Президенту Украины и должна стать частью «Стратегии реформ 2020» - передать политические функции и вопросы внешнего заимствования от Укравтодора к Мининфраструктуры. Функцию контроля передать частным компаниям. Сохранить за Укравтодором только дороги государственного значения - 30-50 тыс. км. Поменять систему тендеров. Создать дорожный фонд, который будет защищен от нецелевых растрат.

Все дороги негосударственного значения передать на баланс местных властей. Для того, чтобы обеспечить им финансирование, надо уменьшить размер акциза на топливо, которое сейчас составляет около 2,5 грн. с литра и легализовать рынок топлива, чтобы этот акциз уплачивался в полном объеме (сейчас очень большой процент неуплаты). По оценкам экспертов, если сейчас от акциза на топливо поступает 17-18 млрд. в год, то в случае «выбеливания» рынка может поступать около 36 млрд. грн. Вместо уменьшенного акциза надо ввести транспортный налог, который будет поступать в местные бюджеты. Либо перераспределять поступления от акцизов в регионы. Но эти средства должны полностью тратиться на дороги, а не 10% от объема, как в прошлом году.

Задача общественных организаций, каковой является «Моя дорога» - контролировать работу чиновников, оглашать результаты их действий и давать взвешенную оценку, говорит Роман Хмиль. Только при тотальном общественном контроле в стране поменяются принципы подхода к управлению во власти, в том числе и дорожным хозяйством. И только рыночные механизмы привлечения подрядчиков способны кардинально улучшить качество работ в дорожной отрасли, - уверены эксперты.

Источник