В столичном управлении Госавтоинспекции поясняют, что боксы автоматической системы «Гарпун» пустуют, так как дислокация видеокамер все время меняется. По милицейской логике, такая «тактика» заставит людей быть начеку и не нарушать Правила дорожного движения
ГАИ продолжает расставлять по Киеву металлические боксы для системы автоматического контроля скорости «Гарпун». «Ящики» появились на многих киевских магистралях — улицах Богатырской, Олены Телиги, Академика Заболотного, проспектах Миколы Бажана, Генерала Ватутина, Академика Глушкова, на Столичном и Брест-Литовском шоссе, Бориспольской и Одесской трассах. Однако в большинстве случаев боксы стоят… пустыми. Надо сказать, что в начале лета гаишники то и дело устанавливали в них камеры и штрафовали нарушителей (как правило, патруль располагался на расстоянии километра от «Гарпуна»: инспекторы останавливали нарушителя и предъявляли ему на экране ноутбука полученные снимки машины с указанием скорости движения).
Почему же сейчас ГАИ бросила «тестировать» систему автоматической видеофиксации, но при этом расставляет по городу все новые и новые «скворечники»? В столичном управлении Госавтоинспекции на наш запрос ответили, что инспекторы специально меняют дислокацию лазерных приборов «ТруКам», переставляя их из одного ящика в другой, чтобы водители… не привыкали.
По отзывам столичным автомобилистов, большая часть ящиков гаишниками еще вообще не использовалась. Некоторые автолюбители утверждают, что многие боксы даже не имеют открывающейся задней дверцы для установки камеры. То есть фактически псевдо-"Гарпуны" используют исключительно как… пугала. Эту версию подтверждает и тот факт, что водители видели на ящиках круглые наклейки, имитирующие объектив камеры, в то время как самого прибора в боксе не было.
Автолюбители обращают внимание и на то обстоятельство, что почти все новые «скворечники» установлены на разделительной полосе магистралей на высоте приблизительно полтора метра. Рассчитывать, что «Гарпун» в таком положении сможет успешно работать, по меньшей мере наивно: недовольные появлением «вредного» прибора водители вполне способны его «ослепить». Для этого некоторые «шутники» умудряются брызнуть на защитное стекло краской из баллончика. Если бы ящики были нацелены на реальную работу, считают эксперты, их бы размещали высоко над дорогой.
Обсуждение в форуме: Гарпуны в Киеве, где?
Почему же ГАИ не спешит использовать автоматическую систему видеофиксации, которобую начала обкатывать еще с прошлого года? Как удалось выяснить, сама по себе техника давно апробирована. Сотрудники компании, принимающие участие в проекте, рассказали, что в районе станции метро «Петровка» система не только засекла гоночный автомобиль Lamborghini, который мчался со скоростью 247 километров в час, но и смогла с достаточной четкостью сфотографировать его номер. Единственная проблема — допустимый диапазон температур работы камеры «ТруКам» составляет от -10 до +60 градусов. Ставить в ящик подогрев или кондиционер не будешь. А значит, в мороз или жару (а на солнцепеке температура в закрытом железном ящике, как в сауне) у водителей остается лазейка для оспаривания показаний прибора.
Тем не менее, как нам пояснили, основная причина исчезновения «Гарпунов» в затягивании разработки закона, который давал бы добро на возобновление рассылки «писем счастья». Сегодня по-прежнему нельзя заочно штрафовать водителей, отправляя протокол и постановление по почте. А следовательно, какой смысл в автоматической системе, если она все равно работает лишь «в связке» с патрулем ГАИ, останавливающим машины и выписывающим протоколы?
По словам экспертов, с законом все не так просто, остается ряд не разрешимых с юридической точки зрения вопросов. Скажем, как определить, кто был за рулем автомобиля-нарушителя? Планировалось, что извещение о штрафе будут направлять автовладельцу, а уж если тот не согласится с ним, то сможет в десятидневный срок обратиться с заявлением в ГАИ, назвав истинного нарушителя (заручившись согласием этого человека). Однако давайте представим, что владелец автомобиля живет в Киеве, а прописан где-нибудь в Луганской области. Свою машину он дал на время другу, тот превысил скорость, «Гарпун» это заснял. Куда придет письмо с уведомлением о штрафе? В Луганскую область, где, вероятно, потеряется, так как в квартире никто не живет, а почтовый ящик сломан. В итоге штраф не оплачен — документы автоматически направляются в исполнительную службу. На машину накладывается арест. И вот в один прекрасный день хозяина машины останавливают на одном из столичных КП и забирают автомобиль на штрафплощадку. Теперь автовладельцу предстоит побегать, чтобы выяснить, в чем, собственно, причина ареста. Конечно, у человека есть шанс через суд доказать свою правоту и оспорить штраф, так как на фотографии, сделанной «Гарпуном», часто неплохо видно лицо водителя. Но фокус в том, что автомобиль не отдадут без оплаты услуг штрафплощадки и эвакуатора, а если разбирательство затянется, это выльется в весьма существенную сумму. По словам юристов, подобных скандальных ситуаций может быть не сотни, а тысячи. Впрочем, ГАИ обещает до декабря все-таки доработать законопроект о «письмах счастья», чтобы после утверждения в Кабмине внести его в парламент.