На данный момент разрабатываются механизмы, согласно которым частные инвесторы смогут вкладывать средства в строительство украинских дорог, но при этом за проезд придется платить. В Украине уже давно подымается вопрос о целесообразности ввода платных дорог. Через непопулярность этого решения плата за проезд так и не была введена. Чиновники решили включить взносы на строительство и ремонт дорог в стоимость бензина. Бензин сильно подорожал, но качество украинских дорог продолжает только ухудшаться.
На данный ремонт строительством и ремонтом автодорог в Украине занимается государственное предприятие «Укравтодор». Средства на выполнение своих прямых обязанностей предприятие получает с госбюджета, не имея права привлекать частных инвесторов. В ближайшее время планируется разработать механизмы для строительства платных дрог через государственно – частное партнерство. Об этом сегодня заявил глава «Укравтодора» Александр Малин.
По целому ряду причин концессия не была реализована. Был печальный опыт ряда стран. Суть вопроса в том, что основой для расчета окупаемости концессионных дорог является машинопоток. Какой будет поток через 5–10 лет — спрогнозировать невозможно. Поэтому фиксируется некий прогноз. И государство гарантирует, что если поток сократится ниже какой-то отметки, то оно компенсирует плату, которую не получит концессионер. Венгрия когда-то пошла на колоссальные затраты из-за того, что прогноз не сбылся.
В Украине долго шли к реализации хотя бы одного такого проекта, он уже почти на выходе, но его методика не предусматривает учета интересов инвестора. Что такое концессия для того, кто дает на это деньги? Построить дорогу для того, у кого деньги есть, — это не самоцель. Самоцель — получить прибыль на вложенные деньги.
Мы должны быть заинтересованы, чтобы концессионер подтвердил свою способность финансировать проект. И если инвестор подтверждает, скажем, кредитными ресурсами банков, то он начинает работать. Более того, имея ограниченные сроки работ, инвестор априори не наймет плохую компанию для строительства дорог. Государство в этом процессе может осуществлять технический надзор. Хотя инвестор, у которого на этой дороге окупаемость наступит через 20 лет, сам заинтересован строить качественно, иначе по этой дороге никто не проедет и не заплатит за проезд», — пояснил ситуацию Малин.
По мнению многих экспертов, разработать механизмы для строительства платных автодорог нужно было еще 10 лет назад. Это может быть единственным выходом с сложившейся замкнутой цепочки в которой страдают водители от разбитых украинских дорог. Здесь конечно есть и вторая сторона медали. Не каждый захочет платить за проезд, но с другой стороны если он будет адекватный, то лучше ездить по качественным дорогам и экономить на запчастях автомобиля.