В мае 2014 г. на автозаправочных станциях (АЗС) и автомобильных газонаполнительных комплексах (АГНКС) материковой части Украины (без учета временно оккупированной территории АРК и Севастополя) было продано на 20,7% меньше бензина, чем за аналогичный период прошло года — лишь 212,7 тыс. тонн, а дизельного топлива — на 8,7% (142,8 тыс. тонн). Примечательно, что потребление сжиженного газа на этом фоне выросло и весьма существенно — на 17,2% (до 39,4 тыс. тонн). Об этом «Вестям» сообщили в Госслужбе статистики.
Сильнее всего снизилось потребление бензина в Донецкой области и Луганской области — на 39,9 и 35%, соответственно, а менее всего в Ровенской и Черновицкой областях (на 0,6% и 10,7%). Потребление же сжиженного газа выросло в большинстве областей. Самый большой скачок спроса зафиксировали в Харьковской — на 78,9%, Херсонской — на 65% и Сумской — на 44,2%.
Изменение структуры спроса объясняют более низкой ценой сжиженного газа по сравнению с дизелем и бензином. И настоящей модой среди водителей на переоборудование автомобилей, которые изо всех сил пытаются экономить на топливе (переоборудование выгодно даже при том, что установка газобаллонного оборудования стоит в среднем от 5 тыс. грн. до 13 тыс. грн. в зависимости от марки машины). Для сравнения: если средние по стране расценки на бензин А95 сейчас находятся в рамках 14,65-15,99 грн./л, дизеля — 14,40-14,99 грн./л, то сжиженного газа — лишь 7,09-7,29 грн/л. «Мы ожидаем дальнейшего увеличения спроса на газ, 17-процентный рост продаж вряд ли снова произойдет, но на этот вид топлива продолжат переходить», — сказал «Вестям» директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин.
Общему падению спроса на топливо эксперты дают лишь одно объяснение — удорожание бензина (который еще в начале года стоил 10,5-11 грн./л) на фоне снижения общего потребления. «Люди просто стали меньше ездить. Традиционный майский всплеск, который потом продолжался все лето, раньше был вызван стартом дачного и отпускного сезона, когда пенсионеры выводили из гаражей свои «Жигули» и «Запорожцы» и ехали на огороды, а отдыхающие добирались на собственных авто в Крым или Карпаты. Сейчас экономят на всем, и спроса нет», — отметил в разговоре с «Вестями» директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич
Эксперты дают разные прогнозы в отношении дальнейшего подорожания топлива в Украине. Дмитрий Марунич, например, оснований для этого не видит. «Курс доллара, от которого напрямую зависит цена топлива, практически зафиксировался, значит, нет объективных предпосылок к росту в ближайшие две недели», — сказал он нам.
А вот Сергей Сапегин все же допускает новый рост цен, мотивируя уже начавшимся подорожанием в мелком опте (на 15 копеек по бензину А95 и на 20 копеек — по А92). «Потенциал роста цен на автозаправках уже есть. В течение недели-полутора цены на автозаправках будут догонять мелкий опт, то есть для потребителя топливо подорожает еще на 15-20 копеек», — заверил Сапегин.