Несмотря на отмену техосмотра для частных автомобилей, этот вид обязательной проверки все-таки вернется в Украину. Ведь он предусмотрен Соглашением об Ассоциации с Евросоюзом, подписанным Президентом нашей страны 27 июня 2014 г.
Подписание экономической части Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом ставит перед Украиной задачу внедрения технических норм и регламентов ЕС в свое законодательство. Одним из таких документов является Директива 2009/40/ЕС, содержащая набор минимальных требований к процедуре техосмотра (ТО) в странах Европы. Поэтому нам придется вернуться к техосмотру всех транспортных средств, в том числе и частников. Правда, Соглашение предусматривает на эту процедуру пять лет, поэтому его вряд ли введут уже со следующего года. Директива 2009/40/ЕС содержит в себе типы проверяемых авто, периодичность их проверки, а также список технических требований к автомобилям различных типов. В целом они мало чем отличаются от действующих при техосмотре ранее, хотя разница есть. Например, в легковушках иметь на борту огнетушитель и аптечку необязательно (хотя эти предметы должны быть в каждой машине согласно украинским ПДД). А вот знак аварийной остановки должен быть в любом случае. Кроме того, Директива предусматривает проведение техосмотра для автобусов не реже одного раза год, хотя в нашей стране их нужно проводить чаще.
Техосмотр без ГАИ
Другой вопрос – кто будет проводить техосмотры? Уже сейчас понятно, что прежней практики задействования ГАИ не будет. По словам заместителя начальника Департамента ГАИ МВД Украины Сергея Будника, «ГАИ к проверке техосмотра не будет иметь никакого отношения. Мы будем только контролировать выезд исправных ТС на дорогу». Он отметил, что процедуру проверки технического состояния автомобилей обязаны осуществлять специализированные СТО. Акт осмотра должен стать основанием для выдачи страховки автогражданской ответственности. Такая или подобная процедура техосмотра существует и сейчас для транспорта юрлиц. Но если придется проверять и техсостояние машин частников, то количество аккредитованных СТО необходимо будет существенно увеличить. Или же создать сеть специализированных СТО, как в Европе.
Изучаем опыт ЕС
В странах Евросоюза сейчас существует две основные системы техосмотра. Согласно первой, действующей в большинстве стран ЕС, техосмотр проводят независимые инспекционные организации, не имеющие бизнес-интересов в области производства ТС, их ремонта и продажи запчастей. Основными игроками на европейском рынке являются DEKRA (Германия), SCS (Швейцария), TUV SUD (Германия), TUV Nord (Германия). По словам директора компании «DEKRA Украина» Олега Голубенко, «DEKRA является лидером рынка техосмотров Германии, Франции, Чехии, Словакии и Швеции, а также активно развивает систему ТО в США, Новой Зеландии и Бразилии».
В ряде европейских стран, например, Польше, техосмотром пока занимаются мелкие фирмы, объединенные в одну профессиональную организацию.
В некоторых странах Южной Европы (Италии, Словении, Хорватии, Испании и т. д.) действует другая система – машины проверяют в обычных автомастерских. При этом законодательство ЕС по техосмотру постоянно развивается, и сегодня существует тенденция постепенной замены этой системы на первую. Это нужно учитывать Украине, чтобы впоследствии не пришлось переделывать заведомо бесперспективную систему техосмотров.
Еще и инвестиции
Интересен опыт Марокко, где правительство на тендере определило два основных оператора (DEKRA и SCS), которые построили франчайзинговую сеть. Таким образом, местный бизнес стал участником системы ТО, но под «чутким руководством» организаций с многолетним опытом и мировым признанием. А государство получило четкую европейскую систему ТО, отсутствие коррупции и инвестиции в экономику своей страны.
Развитие системы техосмотров влияет не только на безопасность дорожного движения, это серьезный инвестиционный проект. По предварительным оценкам, инвестиции в систему ТО в Украине могут составить около 500 млн. евро.
В конструкции современных машин все больше электроники, что в корне меняет подход к техосмотру. На первый план выходит так называемая OBD-диагностика, то есть проверка электронных систем специальным тестером. Для этого в Германии с каждого ТО участники данного рынка отчисляют один евро на создание специальной информационной базы и приборов-тестеров. Поэтому современную и прозрачную систему ТО нужно строить с участием ведущих мировых компаний. Местный бизнес мог бы выбрать среди них понравившегося партнера, который помог бы в строительстве станций ТО, информационном обеспечении, обучении и т. д. Возможно, франчайзинг мог бы стать идеальной моделью.
Варианты есть
Вариантом проведения периодического техосмотра может быть проверка автомобиля контролером техсостояния сразу после выполнения регламентных работ на СТО. Например, в Германии владелец заказывает в автомастерской вместе с обслуживанием машины периодический техосмотр. Механик СТО приглашает инженера-инспектора одной из инспекционных организаций, который на оборудовании СТО проверяет автомобиль и в случае положительного результата «украшает» номерной знак заветной наклейкой.
Как будет проводиться техосмотр автомобилей, принадлежащих частным лицам в Украине, пока неизвестно. Но раз от техосмотра нельзя отказаться, следует сделать его максимально полезным, простым для автовладельцев и продумать все таким образом, чтобы не было коррупционной составляющей. Ведь технически исправные машины – одна из основ нашей общей безопасности на дорогах.