Камеры автоматической фотовидеофиксации уже работают на дорогах столицы. И уже есть вопросы, насколько они будут выполнять возложенные функции, а именно - неотвратимость наказания для нарушителей. Эксперт разбирался, где "узкие места".
Как уже сообщалось, подготовка к введению в Украине автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД полностью завершена. Об этом еще 4 марта официально заявил министр МВД Арсен Аваков.
По словам господина Авакова первые полтора месяца система будет работать в режиме информирования - без штрафов. То есть - те водители, которые превысили скорость, а фотовидеофиксация пока будет контролировать только превышение скорости, получат предупреждение.
В столице камеры закуплены за счет местной власти, на дорогах государственного значения - за счет Государственного агентства автомобильных дорог Украины (“Укравтодор”). Вся информация о нарушителях будет поступать (и уже поступает) в Аналитический центр безопасности дорожного движения и Центр обработки данных. Оба они в ведении МВД. Там, по словам первого заместителя главы Департамента патрульной полиции Алексея Белошицкого, полицейские проверяют наличие и полноту данных об ответственном лице, марке и модели авто, его номерном знаке и собственнике. Если массив этих данных позволяет привлечь нарушителя к ответственности, полицейский формирует постановление о штрафе и ставит электронную подпись. Потом, по словам господина Белошицкого постановление автоматически отсылается в учреждение, которое его распечатывает и отправляет адресату.
Эту информацию можно будет получить не только в бумажном виде, но и увидеть в электронном кабинете водителя или на сайте МВД https://bdr.mvs.gov.ua/. А бумажные “письма счастья” начнут приходить с 1 мая. Заместитель министра МВД Сергей Гончаров сказал, что со временем нарушители будут получать еще и пуш-уведомления на свои смартфоны.
По информации министра инфраструктуры Владислава Криклия, которую он опубликован на своей страничке в Facebook, 30 камер передано “Укравтодору” и они установлены в Киевской области, 20 камер получил Киев, 5 - Одесса. До конца года, по словам господина Криклия, будет приобретено еще 220 камер для дорог государственного значения, и система заработает на полную мощность.
По каким адресам сегодня расположены камеры в столице, мы уже рассказывали. Но, как показывает практика, не обо всех из них пока предупреждают соответствующие дорожные знаки.
Штрафы, теоретически, начнут приходить только с 1 мая. Но уже возникают первые вопросы. Что касается электронного кабинета, то там четко указано, что информация о штрафах является справочной (!) и ее нужно уточнять. Информирование на сайте МВД пока работает в тестовом режиме. А что такое пуш-уведомления, и как их настроить на своем смартфоне, многие просто не знают. Не говоря уже о том, что у водителей старшего поколения (пенсионеров) смартфона может вообще не быть. Так же, как и компьютера, и постоянно подключенного интернета.
Да и те, кто имеет смартфон, но получил водительское удостоверение раньше 2014 г (старого образца), могут пока использовать электронные сервисы только в “урезанном” виде. Данные их водительских удостоверений не подтягиваются ни в кабинет водителя, ни в приложение “Дія”. Не исключено, что благодаря электронным сервисам автомобилистам намекают, что пора менять свои бессрочные права на пластиковые, которые действуют 30 лет. А затем их надо подтверждать.
Классические вопросы также остались. Что делать, если за рулем были не вы, а штраф пришел к вам, как к владельцу?
В МВД советуют зарегистрировать данные человека, который управляет вашей машиной. Но, как бы это странно не звучало, у нас не везде есть интернет, и не у всех водителей есть компьютер. Не говоря уже об электронном кабинете, о котором водители старшего возраста, возможно, только что-то слышали.
И тут возникает еще один вопрос: а как будут приходить штрафы за превышение скорости? На смартфон? Остаются “старые добрые” бумажные письма, которые приходят в почтовый ящик на домашний адрес? А если вы не живете там, где прописаны (что не редкость)? Да и как работает сегодня “Укрпочта” мы тоже знаем. Например, в редакцию сегодня пришло письмо, которое было отправлено…(держитесь) в ноябре 2019 года.
В результате, и в одном, и в другом случае водитель, а точнее - владелец машины, может попасть в неприятную ситуацию. И речь не только о том, что придется платить двойной штраф. Сейчас есть возможность заблокировать банковский счет злостного неплательщика.
С неоплаченным штрафом, по словам Владислава Криклия, водитель не сможет выехать за рубеж на этой машине. А ведь владелец автомобиля не обязан самостоятельно искать нарушителя, который был за рулем. Так же, как сам (владелец авто) не обязан иметь водительское удостоверение. Его не требуют при покупке машины.
К слову, Владиславу Криклию в ФБ писала женщина, которой до сих пор отправляют штрафы по тому адресу, где она уже 20 лет не живет. А машина, на которой она ездит, зарегистрирована на отчима, который уже давно плохо видит и не садится за руль.
Не говоря уже о переселенцах, прописанных в Донецкой или Луганской областях. Или в Крыму.
Остается в “подвешенном состоянии” и вопрос о штрафах владельцам “евроблях”. Чтобы неотвратимость наказания почувствовали и водители-нарушители на этих авто, необходимо принять еще 2 закона. Когда это произойдет сказать сложно. Даже с учетом “турборежима”.
Естественно, что при таком количестве вопросов водители против камер, с которых будут приходить непонятные штрафы. И хотелось бы, чтобы к маю, когда тестовый режим работы камер плавно перейдет в рабочий, все эти вопросы получили ответы.