Первый заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Будник заявил, что ведомство будет настаивать на введении системы начисления водителям штрафных баллов за нарушения правил дорожного движения. Подобные "балльные" системы штрафов существуют во многих западных странах.
Например, система, при которой баллы начисляются в зависимости от тяжести нарушения, действует в Германии, Чехии, Бельгии и Франции. В тоже время в Нидерландах, Австрии и Швейцарии штрафные баллы начисляются без учета тяжести нарушения.
По словам юриста ЮФ "єПраво" Виталия Невинчаного, суть "балльных" штрафов — в ответственности водителя не только за конкретное нарушение, но и за частоту пренебрежения Правилами дорожного движения. "После введения данной системы на счету нарушителя будут накапливаются штрафные баллы, и суровые санкции вступят в силу только если будет превышена определенная критическая сумма баллов за условный период (сейчас же можно 10 раз нарушить ПДД и дело ограничится всегда условно одинаковым штрафом). Это послужит дополнительным дисциплинирующим фактором для тех, кому уплата штрафов не кажется обременительной", — разъясняет положительные стороны возможных нововведений юрист.
По оценкам юриста, основанных на международном опыте, в первые годы введения балльной системы штрафов смертность на дорогах падает на 5–20%. По данным интернет-представительства ГосЧС, в Украине в 2013 году произошло 42,64 тыс. ДТП. В результате погибло 4,36 тыс. человек, еще более 36 тыс. пострадало. Таким образом, нововведения могут спасти жизни около 870 человек ежегодно.
Однако юрист предупреждает, что в Украине все еще живет система, при которой сотруднику ГАИ можно "показать визитку" или "дать на чай". "Если эта практика будет жить и дальше, то штраф водителю попросту не выпишут и баллы не начислят", — акцентирует Виталий Невинчаный.