На состоявшемся вчера Общенациональном форуме по безопасности дорожного движения первый заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Будник объявил о том, систему автоматической фиксации нарушений в Украине будут вводить на условиях государственно-частного партнерства. Решение прибегнуть к помощи частных инвесторов он объяснил нехваткой финансирования и желанием поскорей приступить к наполнению государственного бюджета потоками штрафов.
Учитывая, что по оценкам ГАИ стоимость одной камеры может составлять 100 тысяч долларов (что-то многовато, не находите? автомобиль с бортовым компьютеров, информационной системой, камерами, дисплеями, приборами, кузовом и двигателем обойдется вдвое дешевле), специалисты ведомства уже начали проводить эксперименты и подсчитывать будущие прибыли. "За 1 день было зафиксировано 89 нарушений по одной только полосе движения. И это все за 1 час одного дня, что принесло бы в бюджет около 40 тысяч грн." - бодро отрапортовал Будник.
Наполнение бюджета - цель, конечно, святая... Но словосочетание "государственно-частное" вызывает неприятные ассоциации. Одно из таких слияний уже привело к экономическому коллапсу в стране и войне на ее востоке. Потому что непонятно, на каких условиях частник будет получать прибыль и какой процент от штрафов будет оседать в его кармане вместо закромов Родины. Вариант с кредитом на покупку и установку камер, а еще лучше лизинга был бы гораздо предпочтительнее и позволил бы избежать возможной коррупции. Впрочем, законодательно вопрос об автоматической фиксации нарушений АДД с рассылкой "писем счастья" еще не решен. Так может не надо запрягать лошадь впереди автомобиля?
Свою инициативу проявила и ассоциация "Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения". По словам ее представителя Инны Олифиренко предлагается кроме всего прочего тестировать украинских водителей на предмет врожденного психофизиологического темперамента применительно к способности профессионально управлять автомобилем. В качестве обоснования приводится, как это нынче модно, опыт передовых стран Европы, а само тестирование предлагается проводить на компьютере, чтобы исключить "человеческий фактор" экзаменатора. В рамках теста им придется решить несколько задач на скорость реакции и взаимодействия психомоторных рецепторов.
Представляете сколько споров вызовет определение критериев и сколько денег будет стоить программное обеспечение? Естественно, что пенсионер не сможет тягаться в скорости реакции с 20-летним любителем "позажигать" на встречке. Так ведь и водит он аккуратно, а не стартует со светофора с первого в четвертый ряд. Кто из них более безопасен на дороге?
А вот российских Минздрав предлагает запретить садиться за руль грузовиков, автобусов и пикапов водителям, рост которых составляет ниже полутора метров. И тоже, конечно же, с целью снижения аварийности на дорогах. А как же права человека?