Водителей выманивают из-за руля с помощью психологических приемов. СИТУАЦИЯ 1: Голосующий человек. Совет: Осмотритесь перед выходом.
Распространенный прием преступников — хитростью остановить авто, чтобы водитель вышел из машины. Для этого у обочины голосует человек либо с просьбой подвезти, либо показывая всем видом, что нуждается в помощи. Взаимовыручка, конечно, нужна, но сразу после того, как вы остановились, не глушите мотор, а оглянитесь вокруг для оценки ситуации. Если вдруг к машине направляется группа подозрительных лиц, давите на газ и уезжайте как можно дальше.
СИТУАЦИЯ 2: Имитация ДТП
Совет: Уезжайте по обочине встречки.
Преступники часто провоцируют столкновение, чтобы водитель вышел и остановился якобы для оформления «случайного» ДТП (в случае с нападением на журналистку Татьяну Чорновил дело было, похоже, именно так). Резко выскакивать из авто нельзя: лучше подождать и посмотреть, кто выходит из машины. В случае опасности — постараться уехать, в том числе и уходя от преступников задним ходом или выехав на обочину встречной полосы на аварийке.
СИТУАЦИЯ 3: Нападение на перекрестке
Совет: Спасает блокировка дверей.
Многие водители не закрывают двери после того, как садятся в машину. Даже в обычное время такая беспечность приводит к тому, что когда авто останавливается на светофоре, двери открывают воры и забирают лежащие на заднем сиденье вещи (а многие очень любят бросить туда сумку с деньгами). А в нынешнее неспокойное время вытащить могут и водителя с пассажирами. Поэтому двери нужно блокировать всегда после начала движения авто.
СИТУАЦИЯ 4: Пробитые колеса
Совет: Пробитые колеса ехать дают.
Простой способ остановить любой автомобиль — насыпать саморезов или гвоздей на дорогу. Водитель пробивает колесо и останавливается для замены. В этот момент его и могут ограбить или незаметно украсть ценные вещи из открытого авто. Поэтому если дорога безлюдная и/или на улице ночь, лучше сбавить скорость до 15 км/час (она быстрее человеческой) и двигаться до шиномонтажа. Жизнь и здоровье важнее комплекта шин.
СИТУАЦИЯ 5: Блокирование авто
Совет: Не бойтесь идти на таран.
Наиболее жесткий способ остановки машины — блокирование двумя другими (спереди и сзади) якобы милицейскими авто, после чего водителя и пассажира достают из салона и жестоко избивают люди в масках. На Youtube есть несколько роликов, где события развивались именно так. Ошибкой всех водителей было то, что они остановились — если ситуация настолько критична, нужно таранить, ехать по бровке, обочине, сворачивать во дворы, тут же вызывая помощь по телефону.
Особенности безопасной стоянки
В связи с недавними событиями у многих водителей возникает вопрос, есть ли надежная услуга по охране авто и как в случае его повреждения получить компенсацию.
ДОГОВОР И ЛАЗЕЙКИ. Юристы Вадим Володарский и Алексей Святогор рассказали «Сегодня», что отношения между владельцем и парковкой должны быть оформлены с помощью договора хранения, где прописывается ответственность стоянки. Кроме того, есть нюансы, которые нужно соблюсти. Так, согласно ст. 977 Гражданского кодекса, принятие авто на хранение подтверждается квитанцией (номером, жетоном) — их нужно обязательно взять при постановке авто. Также нужны доказательства того, что дефекты появились именно во время нахождения авто на стоянке, а не до или после этого. Для этого перед тем, как сдать автомобиль на хранение, с представителем стоянки оформляют акт приема-передачи, где стороны описывают состояние авто (в том числе заносят в документ все царапины). Такой же акт оформляется и в тот момент, когда водитель забирает авто. Да, хлопотно, но иначе доказать что-то будет невозможно.
Отметим, что у стоянки остается лазейка — машину обычно отдают на хранение грязной, эту информацию охранник фиксирует в документах, а затем на суде может заявить, что выяснить время появления дефекта невозможно. Поэтому авто лучше сдавать на хранение после мойки.
ОСОБЫЕ ЖУРНАЛЫ. Если вы обнаружили дефекты на авто после стоянки, нужно сразу вызывать милицию и сообщить в страховую компанию, которая может выслать аварийного комиссара. Иначе опять-таки ждите сложностей с доказательствами.
Также отметим, что «Правилами хранения транспортных средств на автостоянках» (утвержденных Постановлением Кабинета Министров от 22.01.1996) предусмотрено требование вести на каждой стоянке журналы учета транспортных средств долгосрочного и временного хранения, учета ежедневного и одноразового заезда и выезда авто, а также учета авто с повреждениями. При этом пунктом №12 этих Правил запрещено принимать на хранение автомобили с аварийными повреждениями без указания об этом в последнем из названных журналов. Там же прописана обязанность выдавать квитанции за хранение автомобиля.
Поможет ли страховка?
За последний месяц сразу несколько страховых компаний заявили о новой услуге — страхование без ограничений (по стандартным договорам КАСКО и от несчастных случаев страховщики имеют право не оплачивать ущерб в случае массовых беспорядков). Стоимость такого полиса дороже стандартного на 10—30%, и цена зависит от доппараметров. Например, прописанных рисков (смерть, инвалидность, временная утрата трудоспособности) или времени действия (круглосуточно или лишь с 9 до 18). Минимальная цена полиса, которую мы нашли — 86 грн для человека (при несчастном случае страховая обещает заплатить до 10 тыс. грн) и 7% от стоимости авто (или около 5 тыс. грн для «Ланоса», покрывает ущерб до 60 тыс. грн). Максимальная — 20 тыс. грн (покрытие до 200 тыс. грн) и 15% от цены авто (10,5 тыс. грн в год для «Ланоса» с покрытием ущерба в полную стоимость авто).
В Нацкомфинуслуг «Сегодня» сообщили, что сейчас страховые не имеют права отказывать клиентам и по стандартным договорам — нынешние события в Украине официально не являются ни форс-мажором, ни военными действиями, ни массовыми беспорядками. Так что смысла в оплате допуслуг просто нет.